Почетные граждане Рязани

Кибальников Александр Павлович

Кибальников Александр Павлович

Наверное, в каждом городе можно найти такие места - тихие уголки, хранящие традиции седой старины, глубокую память о прошлом. Тенистые аллеи набережной Трубежа у подножия кремля издавна привлекали рязанцев зеленью деревьев, тишиной, чистым луговым воздухом необозримой окской поймы. Отсюда, с крутого откоса, так приятно любоваться простором лугов, залитых весной полыми водами Оки, а летом благоухающих цветущим разнотравьем. Говорят, что в прежние годы здесь поднимались такие травы, что скрывали объездчиков на лошадях.
Времена меняются. Загрязняются воды красавицы Оки, вырождается травостой в лугах. Да и облик самой Рязани сегодня не тот, что прежде. В голубой дымке поднимаются корпуса заводов, многоэтажные здания новой Рязани.

Но все здесь - история: и кремль, его древние стены, и обелиск на могиле борцов за советскую власть. Рязанцы помнят свое прошлое, хранят память о лучших своих сынах и дочерях. Именно поэтому здесь, на набережной у кремля, в 1975 году было решено воздвигнуть памятник замечательному земляку - поэту Сергею Есенину.
Осенью того года областная газета писала: "Сегодня не узнать тихой набережной. Кажется, что тишина навсегда оставила это место, где до позднего вечера рычат могучие бульдозеры, снуют самосвалы и подъемные краны вздымают в воздух многотонные глыбы бетонных блоков. Работы по установке памятника в разгаре..."

Перспектива сооружения памятника Сергею Есенину волновала рязанцев давно. Эта идея настолько захватила земляков поэта, что они решились нарушить его стихотворное завещание - не ставить памятник в Рязани. Почетный заказ взялся выполнить народный художник СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, известнейший скульптор и художник Александр Павлович Кибальников.

Его имя было широко известно, как в нашей стране, так и за рубежом. Слава мастера скульптурного портрета пришла к А. П. Кибальникову еще в 1949 году, когда за исполнение установленного в Саратове памятника Н. Г. Чернышевскому, отлитого из бронзы, ему была вручена Государственная премия СССР. За долгую творческую жизнь художник создал немало блестящих скульптурных портретов, один из которых - В. В. Маяковского в Москве -был удостоен в 1959 году Ленинской премии.

Современники отмечали, что произведения Кибальникова отличаются психологической выразительностью. Его увлекали натуры незаурядные, необезличенные, отмеченные глубоким талантом и огромной нравственной силой. И не случайно в начале творческого пути Александр Кибальников попытался создать портреты, барельефы, памятники Владимиру Ильичу Ленину. Один из его первых памятников вождю был воздвигнут в Курске, но не сохранился. Фашисты уничтожили произведение искусства, звавшее людей на борьбу за свободу и независимость. И все же портреты вождя мирового пролетариата, созданные ваятелем, и поныне стоят в Москве, Саратове, Елабуге, Фрунзе...

Большое место в творчестве скульптора занимала работа над образом Н. Г. Чернышевского. Проект памятника писателю для г. Саратова был отмечен второй премией Всесоюзного конкурса проектов. Памятники, барельефы, бюсты великого русского писателя-бунтаря и поныне несут на себе отпечаток творческой гениальности скульптора.

Кибальников сменил три места работы. Он после Курска переехал в родной Саратов и лишь с пятидесятых годов обосновался в Москве. Но где бы ни творил скульптор, он оставался верен своему стремлению увековечивать в мраморе, гипсе или бронзе славных сынов своей Родины. По его творчеству можно проследить этапы развития страны, общества, грандиозные события, потрясавшие человечество.

Мы уже упоминали о стремлении скульптора воссоздавать образы замечательных людей, своих современников и предков. Маяковский и Чернышевский, создатель знаменитой картинной галереи в Москве П. М. Третьяков и писатель-революционер А. Н. Радищев. В этом ряду находят место и президент Чили Сальвадор Альенде, и писатель Н. Ф. Погодин, и много-много других. Условие или, если хотите, принцип, которому всегда следовал скульптор - требование, чтобы человек был незауряден, чтобы его жизнь и поступки увлекали других, делали их выше, лучше.

Прошедшая тяжелым плугом смерти по нашей земле война нашла свое отражение в творчестве А. П. Кибальникова. Возьмите хотя бы некоторые его композиции: "Ни шагу назад!", "От станка - к оружию", "Война- 1941", "Народный мститель", "Непокоренный", "Отстоим Москву!"... В них живая боль сердца народа, призыв к борьбе, к мужеству и стойкости, призыв к победе.

В 1943 году он создает скульптурные портреты защитника Сталинграда краснофлотца Зитулы, гвардии сержанта В. Лисина, Героя Советского Союза летчицы Марины Расковой.
Нашей победой завершилась Великая Отечественная война. Страна окрепла, залечила раны и уже подняла в космос звездные корабли. Разве мог подлинный художник не откликнуться на эти события! Он создает портрет дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Алексея Леонова. Его монументально-декоративные композиции "К солнцу" и "Звездный городок" установлены перед фасадом одного из зданий ООН в Женеве.

Его произведения демонстрировались во многих странах. В Лондоне, Венеции, Париже и Улан-Баторе - везде скульптуры Кибальникова привлекали внимание посетителей и прессы, заслуживали горячих похвал.

И вот этому человеку, мастеру, художнику предстояло возвести в Рязани памятник Сергею Есенину. Александр Павлович остался верен себе, постаравшись подчеркнуть главное, суть поэта, выходца из народа, его изначальную связь с родной землей. По замыслу художника поясная фигура Есенина как бы вырастает из земли, устремляясь к небу, к звездам, к заокским далям.
Первоначально Кибальников предполагал поставить скульптуру на Острове, подняв ее на высоком пьедестале чуть ли не до уровня строений Рязанского кремля. Но местное руководство не одобрило эту идею, посоветовав Александру Павловичу подыскать другое место. Так было решено, что Есенин встанет над крутизной речного откоса, распахнув объятья родной земле.
В создании памятника замечательному русскому поэту приняли участие люди из самых разных уголков русской земли. С горных кряжей Памира привезли в Москву гранит для постамента. На Московском камнеобрабатывающем комбинате глыбы дикого камня аспиливались на блоки, полировались и доставлялись в наш город. Рязанцы сооружали из них постамент. Поистине - стройка стала народной.

Выполненный в бронзе, пятиметровый памятник весил 12 тонн и требовал основательной опоры. В фундамент строители уложили более 200 кубических метров бетона, обрамив его отполированными плитами редкой породы гранита - амазонита.

Пришлось поработать и архитекторам -ландшафтникам, работникам треста зеленого хозяйства. Ведь зеленый фон, растительное окружение для памятника играет ту же роль, что и обрамление драгоценного камня. Не обошлось, конечно, и без рязанских березок, столь любимых поэтом, и рябинок, воспетых им с небывалым чувством.

И вот в начале октября 1975 года состоялось торжественное открытие памятника, приуроченное к дню рождения поэта. Художник присутствовал на есенинских торжествах и выслушал в свой адрес немало добрых слов. По всему было видно, что А. П. Кибальников в очередной раз создал прекрасное монументальное произведение искусства, точно раскрывающее величественный образ народного певца России.

Виталий ПАНКРАТОВ.

В ЗНАК ГЛУБОКОЙ БЛАГОДАРНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА И ВСЕЙ ОБЛАСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИСПОЛКОМА РЯЗАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА ЧУМАКОВА ВРУЧИЛА 4 ОКТЯБРЯ 1975 ГОДА НАРОДНОМУ ХУДОЖНИКУ СССР, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЧЛЕНУ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР, ЛАУРЕАТУ ЛЕНИНСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИЙ КИБАЛЬНИКОВУ АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВО И АЛУЮ ЛЕНТУ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА РЯЗАНИ.


По материалам книги "ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА РЯЗАНИ"

← Назад к списку новостей